Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психолог - родителям: Детские страхи

Дата: 10 ноября 2018 в 21:34, Обновлено 10 ноября 2018 в 21:38
Автор: Ярош А. В.

Детские страхи

Порой нам может казаться, что малыши боятся буквально всего — собак, незнакомцев, темноты, Бабы Яги, оставаться без присмотра, лечить зубы... Такие страхи для ребёнка являются вполне реальными, а родителей они порой смешат или раздражают. “Нашёл чего бояться! Нет тут ничего страшного!" — именно такой ответ можно чаще всего услышать от взрослых.

Но не стоит забывать, что благодаря накопленному жизненному опыту родителям легче ориентироваться в окружающей ситуации и определять, чего действительно стоит бояться. Детям сделать это значительно сложнее, и потому страхов у них больше, чем у взрослых.

                                                                                                                                                                                                          

Страхи бывают разные

“Мы чердачные, печные,

Страхи тёмные ночные,

Мы летаем, кружимся,

Нагоняем ужасы... ужасы... ужасы..

Песня из советского мультфильма “Ничуть не страшно”

Страх — это защитная реакция организма, возни­кающая в ответ на какую-либо угрозу. Он ограждает че­ловека от излишнего риска и уводит его от подстерега­ющих опасностей. Порой страх помогает нам выжить. Но если он становится чересчур сильным или возника­ет слишком часто, то жизнь человека превращается в сплошное мучение.

Возникают страхи по разным причинам. Дети могут начать бояться чего-либо после перенесённых травм (например, ребёнка укусила или сильно напугала со­бака, он застрял в лифте или умер кто-то из его близ­ких). Но если такое событие больше не повторяется, через какое-то время страх проходит. Закрепиться в таком случае он может только у очень впечатлитель­ного ребёнка.

Чувство страха часто возникает у тревожных, мни­тельных, неуверенных в себе детей. У них обычно много очень тесно связанных между собой фобий. Но если у ребёнка появляются страхи странного содер­жания (он слышит угрожающие голоса; видит кого-то, кого не видят другие), следует сразу обратиться к спе­циалистам. Такое поведение указывает на серьёзные нарушения психики и нервной системы ребёнка.

Иногда встречаются так называемые внушённые страхи. Взрослые часто пытаются предостеречь своих детей: “Не трогай — обожжёшься!”, “Не лезь — упа­дёшь!”, “...порежешься “, “...потеряешься!” Разуме­ется, ребёнка нужно ограждать от опасности, но в этом следует соблюдать меру. Слишком частые и эмо­циональные предостережения навязывают малышу сильный страх. В итоге ребёнок становится более ско­ванным и настороженно относится ко всему новому.

Такие же эмоции испытывают дети тех родите­лей, которые переживают по малейшему поводу. Да­же случайно услышанные от взрослых разговоры об убийствах, катастрофах и болезнях бессознательно закрепляются в психике и памяти ребёнка.

Тревога — это тоже вариант страха, только он не направлен на конкретный объект (поэтому специалис­ты называют его “беспредметным страхом”). Часто её испытывают перед какими-либо важными событиями. У детей тревога может возникать в незнакомой си­туации (переезд на новое место жительства, первый поход в школу). Но она не должна быть слишком за­тяжной и частой.

Психологи выделяют различные уровни страхов. Возрастной (нормальный) длится недолго и посте­пенно исчезает, не влияя на характер человека и его взаимоотношения с окружающими. Продолжительный патологический страх порой затрагивает все сферы жизни и развития ребёнка. Часто он принимает кри­тические формы проявления: ужас, потрясение, эмо­циональный шок.

Страхи также разделяют на группы. К навязчивым относятся гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), ситофобия (отказ от приёма пищи) и другие. Детских страхов в этой группе очень много. Чаще всего они возникают в ситуациях, которые могут привести к несчастным случаям. Напри­мер, ребёнок боится ездить один в лифте или выхо­дить на незастеклённый балкон.

Бредовыми называют страхи, причину которых очень трудно или даже невозможно отыскать. Напри­мер, ребёнок категорически отказы­вается от определённых продуктов (например, ягод или мяса), боится завязывать шнурки... Такие страхи могут указывать на серьёзные отклонения в психике ребёнка и послужить началом развития аутизма.

Наиболее распространены сверхценные страхи. Они встречаются, когда все мысли ребёнка заняты пережи­тыми ранее эмоциями. Например, неудачное первое вы­ступление в детском саду или школе может привести к панической боязни сцены и даже ответов у доски.

                                                                                                                                                                                                         

Чего боятся младшеклассники?

Когда малыш взрослеет, его страхи постепенно ме­няются. Он начинает переживать не только за себя, но и за других — родителей, близких и даже незнако­мых ему людей.

Ученики младших классов боятся не соответствовать ожиданиям взрослых (учительницы и родителей) — допустить ошибку, опоз­дать на урок, не успеть сделать что-то вовремя. Это говорит о том, что у ребёнка возникает понятие о чувстве долга и обязанности. Поэтому важно, чтобы взрослые не ставили перед ним невыполнимых задач и не наказывали строго за проступки (особенно слу­чайные). Ребёнок должен знать, что для родителей его самочувствие й переживания важнее отметки в днев­нике или замечания об опоздании.

Зачастую у младших школьников продолжают су­ществовать появившиеся в раннем возрасте фо­бии — страшных снов, выдуманных отрицательных персонажей (монстров, вампиров), стихийных бед­ствий (пожара, грозы). Не переживайте! Эти страхи (если, конечно, они не становятся ужасами!) свой­ственны детям 7—11 лет.

                                                                                                                                                                                                           

Хорошие и плохие страхи

Воспитать ребёнка совершенно бесстрашным невоз­можно. Но в этом тоже есть плюсы, ведь страх предосте­регает нас от опасных ситуаций. Мы становимся смелее и решительнее, когда преодолеваем боязнь чего-либо.

Но чаще всего страх оказывает разрушительное действие. Ребёнок, постоянно испытывающий тревогу и не способный с ней справиться, никогда не нарушает правил и запретов, превращаясь постепенно в безы­нициативную личность. Он ничем не интересуется, мало общается со сверстниками, много спит и видит кошмарные сны. Длительные и многочисленные стра­хи могут привести к серьёзным нарушениям психики ребёнка, которые придётся лечить у специалистов.

                                                                                                                                                                                                      

Как узнать, чего боится ребёнок?

Взрослым, проводящим много времени со своими детьми, не составит труда назвать основные страхи своего ребёнка. Однако некоторые из них скрыты от глаз даже самых внимательных родителей. Лучший способ узнать, боится ли чего-то ребё­нок, — это напрямую спросить его об этом. Но лишь в спокойной обстановке и при полном доверии к вам он ответит честно.

                                                                                                                                                                                                      

Можете воспользоваться разработанной психоло­гами методикой “Страхи в домиках”. В ней ребёнку предлагают нарисовать на листке два домика — кра­сивый (яркий, красочный) и некрасивый (тёмный, страшный) — и расселить в них все опасения и трево­ги. "Страшные” страхи должны жить в первом доме, а “нестрашные" — во втором.

Как бороться с детскими страхами?

Если вы заметили, что ребёнок боится, перестань­те пугать его страшными сказками (особенно на ночь), выдуманными персонажами и тем, что оставите его одного или, наоборот, отдадите кому-то, даже бабуш­ке. Когда дети рассказывают вам о своих тревогах, отнеситесь к этому серьёзно — не отмахивайтесь, го­воря "Такого не бывает”, “Нечего бояться”, и не вы­смеивайте их (“Такие большие, а боитесь!”). Поддер­жите ребёнка и пообещайте ему свою помощь.

Ребёнку свойственно бояться всего нового и не­известного, поэтому подробно рассказывайте ему о незнакомых вещах. Услышали какой-то громкий и пугающий звук — объясните, что это “летит самолёт”, "сосед дрелью сверлит дырку в стене” или “сирена пожарной машины, которая едет на вызов”. Ребёнку всё становится понятно, и страх отступает.

То же касается и похода в поликлинику. Детям обычно не объясняют, что именно врач будет делать с ними. Чем подробнее и понятнее вы расскажете ребёнку, что его ждёт, тем меньше он будет бояться. Ни в коем случае не идите на обман, говоря, что во время укола будет совсем не больно! Во время сле­дующего похода к врачу ребёнок будет бояться ещё и того, что вы снова обманете его.

Не используйте расплывчатые формулировки. Вместо “Сегодня ты должна хорошо вести себя” ска­жите “Когда придут гости, ты должна быть вежливой и не перебивать взрослых”. В ином случае у ребёнка могут появиться неуверенность в себе и страх сделать что-то неправильно, не так, как хотели родители.

Рядом со взрослыми ребёнок почти ничего не боится, потому что уверен — его смогут защитить. Не оставляйте детей одних в темноте или пустой квар­тире, если они этого боятся. Будьте рядом в сложной ситуации. Когда отправляете ребёнка в детский ла­герь (особенно в первый раз), обязательно дайте ему с собой несколько ваших совместных фотографий, чтобы он мог в любой момент посмотреть на них и по­чувствовать, что вы рядом. Уходя и тем более надолго уезжая, всегда предупреждайте детей об этом зара­нее и прощайтесь с ними, обнимая и обещая, что вер­нётесь через какое-то время.

                                                                                                                                                                                                          

Простые помощники

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши или краски. Предложите ребёнку нарисовать какой-нибудь из его страхов. Если малышу трудно представить его, помогайте, спрашивая, какого он цвета, формы, разме­ра, есть ли у него глаза, ноги, руки, рога... Не торопите ребёнка, пусть он рисует в удобном для себя темпе. Об­судите этот страх, спросите, что можно с ним сделать, чтобы тот стал менее страшным или исчез. Например, если ребёнок боится пожара и нарисовал огонь, помо­гите изобразить воду, которая потушит пламя.

Можете предложить малышу подружиться со стра­хом, сделав рисунок добрым с помощью карандашей или красок. Или, наоборот, сомните или порвите лис­ток и выбросите его.

Сочините вместе сказку, в которой ваш ребёнок станет главным персонажем. “Берегись, Баба Яга! К те­бе через тёмный лес скачет настоящий герой!” Для де­тей постарше можно использовать юмор — и страх ста­нет смешным, маленьким и неуклюжим. Пусть школьник представит грозного учителя в шортах и футболке, с кепкой на голове и чупа-чупсом в руках. Боязнь пройдёт мгновенно, и ребёнку точно захочется улыбнуться.

Справиться со страхами помогут игры. Так, игра в прятки может избавить от боязни темноты и замкну­того пространства. Предложите ребёнку поиграть вместе и, если заметите, что он избегает тёмных мест, не ищите его там. Но сами прячьтесь в темно­те — пусть ищет. Найдёт — похвалите, ведь для ре­бёнка это было непросто. Со временем, втянувшись в игру, он и сам начнёт прятаться там, куда раньше боялся даже заглядывать.

Будьте терпеливы — и у вас всё получится!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.