Детские страхи
Порой нам может казаться, что малыши боятся буквально всего — собак, незнакомцев, темноты, Бабы Яги, оставаться без присмотра, лечить зубы... Такие страхи для ребёнка являются вполне реальными, а родителей они порой смешат или раздражают. “Нашёл чего бояться! Нет тут ничего страшного!" — именно такой ответ можно чаще всего услышать от взрослых.
Но не стоит забывать, что благодаря накопленному жизненному опыту родителям легче ориентироваться в окружающей ситуации и определять, чего действительно стоит бояться. Детям сделать это значительно сложнее, и потому страхов у них больше, чем у взрослых.
Страхи бывают разные
“Мы чердачные, печные,
Страхи тёмные ночные,
Мы летаем, кружимся,
Нагоняем ужасы... ужасы... ужасы..
Песня из советского мультфильма “Ничуть не страшно”
Страх — это защитная реакция организма, возникающая в ответ на какую-либо угрозу. Он ограждает человека от излишнего риска и уводит его от подстерегающих опасностей. Порой страх помогает нам выжить. Но если он становится чересчур сильным или возникает слишком часто, то жизнь человека превращается в сплошное мучение.
Возникают страхи по разным причинам. Дети могут начать бояться чего-либо после перенесённых травм (например, ребёнка укусила или сильно напугала собака, он застрял в лифте или умер кто-то из его близких). Но если такое событие больше не повторяется, через какое-то время страх проходит. Закрепиться в таком случае он может только у очень впечатлительного ребёнка.
Чувство страха часто возникает у тревожных, мнительных, неуверенных в себе детей. У них обычно много очень тесно связанных между собой фобий. Но если у ребёнка появляются страхи странного содержания (он слышит угрожающие голоса; видит кого-то, кого не видят другие), следует сразу обратиться к специалистам. Такое поведение указывает на серьёзные нарушения психики и нервной системы ребёнка.
Иногда встречаются так называемые внушённые страхи. Взрослые часто пытаются предостеречь своих детей: “Не трогай — обожжёшься!”, “Не лезь — упадёшь!”, “...порежешься “, “...потеряешься!” Разумеется, ребёнка нужно ограждать от опасности, но в этом следует соблюдать меру. Слишком частые и эмоциональные предостережения навязывают малышу сильный страх. В итоге ребёнок становится более скованным и настороженно относится ко всему новому.
Такие же эмоции испытывают дети тех родителей, которые переживают по малейшему поводу. Даже случайно услышанные от взрослых разговоры об убийствах, катастрофах и болезнях бессознательно закрепляются в психике и памяти ребёнка.
Тревога — это тоже вариант страха, только он не направлен на конкретный объект (поэтому специалисты называют его “беспредметным страхом”). Часто её испытывают перед какими-либо важными событиями. У детей тревога может возникать в незнакомой ситуации (переезд на новое место жительства, первый поход в школу). Но она не должна быть слишком затяжной и частой.
Психологи выделяют различные уровни страхов. Возрастной (нормальный) длится недолго и постепенно исчезает, не влияя на характер человека и его взаимоотношения с окружающими. Продолжительный патологический страх порой затрагивает все сферы жизни и развития ребёнка. Часто он принимает критические формы проявления: ужас, потрясение, эмоциональный шок.
Страхи также разделяют на группы. К навязчивым относятся гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), ситофобия (отказ от приёма пищи) и другие. Детских страхов в этой группе очень много. Чаще всего они возникают в ситуациях, которые могут привести к несчастным случаям. Например, ребёнок боится ездить один в лифте или выходить на незастеклённый балкон.
Бредовыми называют страхи, причину которых очень трудно или даже невозможно отыскать. Например, ребёнок категорически отказывается от определённых продуктов (например, ягод или мяса), боится завязывать шнурки... Такие страхи могут указывать на серьёзные отклонения в психике ребёнка и послужить началом развития аутизма.
Наиболее распространены сверхценные страхи. Они встречаются, когда все мысли ребёнка заняты пережитыми ранее эмоциями. Например, неудачное первое выступление в детском саду или школе может привести к панической боязни сцены и даже ответов у доски.
Чего боятся младшеклассники?
Когда малыш взрослеет, его страхи постепенно меняются. Он начинает переживать не только за себя, но и за других — родителей, близких и даже незнакомых ему людей.
Ученики младших классов боятся не соответствовать ожиданиям взрослых (учительницы и родителей) — допустить ошибку, опоздать на урок, не успеть сделать что-то вовремя. Это говорит о том, что у ребёнка возникает понятие о чувстве долга и обязанности. Поэтому важно, чтобы взрослые не ставили перед ним невыполнимых задач и не наказывали строго за проступки (особенно случайные). Ребёнок должен знать, что для родителей его самочувствие й переживания важнее отметки в дневнике или замечания об опоздании.
Зачастую у младших школьников продолжают существовать появившиеся в раннем возрасте фобии — страшных снов, выдуманных отрицательных персонажей (монстров, вампиров), стихийных бедствий (пожара, грозы). Не переживайте! Эти страхи (если, конечно, они не становятся ужасами!) свойственны детям 7—11 лет.
Хорошие и плохие страхи
Воспитать ребёнка совершенно бесстрашным невозможно. Но в этом тоже есть плюсы, ведь страх предостерегает нас от опасных ситуаций. Мы становимся смелее и решительнее, когда преодолеваем боязнь чего-либо.
Но чаще всего страх оказывает разрушительное действие. Ребёнок, постоянно испытывающий тревогу и не способный с ней справиться, никогда не нарушает правил и запретов, превращаясь постепенно в безынициативную личность. Он ничем не интересуется, мало общается со сверстниками, много спит и видит кошмарные сны. Длительные и многочисленные страхи могут привести к серьёзным нарушениям психики ребёнка, которые придётся лечить у специалистов.
Как узнать, чего боится ребёнок?
Взрослым, проводящим много времени со своими детьми, не составит труда назвать основные страхи своего ребёнка. Однако некоторые из них скрыты от глаз даже самых внимательных родителей. Лучший способ узнать, боится ли чего-то ребёнок, — это напрямую спросить его об этом. Но лишь в спокойной обстановке и при полном доверии к вам он ответит честно.
Можете воспользоваться разработанной психологами методикой “Страхи в домиках”. В ней ребёнку предлагают нарисовать на листке два домика — красивый (яркий, красочный) и некрасивый (тёмный, страшный) — и расселить в них все опасения и тревоги. "Страшные” страхи должны жить в первом доме, а “нестрашные" — во втором.
Как бороться с детскими страхами?
Если вы заметили, что ребёнок боится, перестаньте пугать его страшными сказками (особенно на ночь), выдуманными персонажами и тем, что оставите его одного или, наоборот, отдадите кому-то, даже бабушке. Когда дети рассказывают вам о своих тревогах, отнеситесь к этому серьёзно — не отмахивайтесь, говоря "Такого не бывает”, “Нечего бояться”, и не высмеивайте их (“Такие большие, а боитесь!”). Поддержите ребёнка и пообещайте ему свою помощь.
Ребёнку свойственно бояться всего нового и неизвестного, поэтому подробно рассказывайте ему о незнакомых вещах. Услышали какой-то громкий и пугающий звук — объясните, что это “летит самолёт”, "сосед дрелью сверлит дырку в стене” или “сирена пожарной машины, которая едет на вызов”. Ребёнку всё становится понятно, и страх отступает.
То же касается и похода в поликлинику. Детям обычно не объясняют, что именно врач будет делать с ними. Чем подробнее и понятнее вы расскажете ребёнку, что его ждёт, тем меньше он будет бояться. Ни в коем случае не идите на обман, говоря, что во время укола будет совсем не больно! Во время следующего похода к врачу ребёнок будет бояться ещё и того, что вы снова обманете его.
Не используйте расплывчатые формулировки. Вместо “Сегодня ты должна хорошо вести себя” скажите “Когда придут гости, ты должна быть вежливой и не перебивать взрослых”. В ином случае у ребёнка могут появиться неуверенность в себе и страх сделать что-то неправильно, не так, как хотели родители.
Рядом со взрослыми ребёнок почти ничего не боится, потому что уверен — его смогут защитить. Не оставляйте детей одних в темноте или пустой квартире, если они этого боятся. Будьте рядом в сложной ситуации. Когда отправляете ребёнка в детский лагерь (особенно в первый раз), обязательно дайте ему с собой несколько ваших совместных фотографий, чтобы он мог в любой момент посмотреть на них и почувствовать, что вы рядом. Уходя и тем более надолго уезжая, всегда предупреждайте детей об этом заранее и прощайтесь с ними, обнимая и обещая, что вернётесь через какое-то время.
Простые помощники
Возьмите лист бумаги и цветные карандаши или краски. Предложите ребёнку нарисовать какой-нибудь из его страхов. Если малышу трудно представить его, помогайте, спрашивая, какого он цвета, формы, размера, есть ли у него глаза, ноги, руки, рога... Не торопите ребёнка, пусть он рисует в удобном для себя темпе. Обсудите этот страх, спросите, что можно с ним сделать, чтобы тот стал менее страшным или исчез. Например, если ребёнок боится пожара и нарисовал огонь, помогите изобразить воду, которая потушит пламя.
Можете предложить малышу подружиться со страхом, сделав рисунок добрым с помощью карандашей или красок. Или, наоборот, сомните или порвите листок и выбросите его.
Сочините вместе сказку, в которой ваш ребёнок станет главным персонажем. “Берегись, Баба Яга! К тебе через тёмный лес скачет настоящий герой!” Для детей постарше можно использовать юмор — и страх станет смешным, маленьким и неуклюжим. Пусть школьник представит грозного учителя в шортах и футболке, с кепкой на голове и чупа-чупсом в руках. Боязнь пройдёт мгновенно, и ребёнку точно захочется улыбнуться.
Справиться со страхами помогут игры. Так, игра в прятки может избавить от боязни темноты и замкнутого пространства. Предложите ребёнку поиграть вместе и, если заметите, что он избегает тёмных мест, не ищите его там. Но сами прячьтесь в темноте — пусть ищет. Найдёт — похвалите, ведь для ребёнка это было непросто. Со временем, втянувшись в игру, он и сам начнёт прятаться там, куда раньше боялся даже заглядывать.
Будьте терпеливы — и у вас всё получится!