Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психолог - родителям: Гиперактивный ребёнок

Дата: 10 ноября 2018 в 22:35
Автор: Ярош А. В.

Гиперактивный ребёнок

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим определение “гиперактивный”, кто-то очень активный, подвижный, способный сделать много раз­личных дел за короткий срок”. Родители часто говорят о своих детях: “Гиперактивный он у нас! Сил просто ни­каких нет!”', “Доктор, мой ребёнок гиперактивный! По­ка в очереди в магазине стоим, он сто вопросов задаст, да в разные стороны крутитсяголова кружится”.

                                                                                                                                                                    

Давайте-ка разберёмся. Приходит мама на консульта­цию к психологу с четырёхлетним малышом: “Он, кажется, гиперактивный. Я пока дома все дела переделаю, он всё ходит и ходит за мной:  то поиграть с ним просит, то с вопросами пристаёт, то мультик ему включи, а то в своей комнате баловаться и прыгать начинает”. А малыш в это время сидит на ковре и уже минут 30 увлечённо собирает дом из конструктора А в другой раз приходит мама с ребёнком, который за 10 минут обежит весь ка­бинет, заглянет во все шкафы, достанет все игры и ни в одну не доиграет. Ещё немного — и его следы будут на потолке.

                                                                                                                                                               

Помните о природе детей: исследовательский интёрес, потребность в общении, увлечённость, по­движность. Иногда такое поведение создаёт неудобства для родителей. Но стоит хорошо подумать, пре­жде чем вешать на ребёнка ярлык “гиперактивный”.

Определите особенности ребёнка

Необходимо некоторое время понаблюдать за ребёнком, чтобы определить его особенности. Вот что рассказала мама одного гиперактивного ре­бёнка: “Сыну сказала, чтобы после школы он нику­да не ходил, а ждал меня дома, поскольку ключей от квартиры у меня не было. Как бы не так! После школы, не заходя домой, он отправился гулять с мальчишками, а когда по телефону я ему велела идти домой, он пришёл, но, увидев, что на улице мальчишки играют в футбол, унёсся снова. Ког­да я приехала с работы, его дома не было, хотя он знал, что я без ключей. Опять полвечера слё­зы, сопли, “прости, я больше не буду”. Из расска­за мамы понятно, что ребёнок поддался импульсу и побежал на улицу поиграть с друзьями, хотя и знал, что мама без него не сможет по­пасть домой. И такие ситуации повто­рялись регулярно.

Гиперактивные дети активны постоянно. Им трудно долго удерживать внимание, закончить на­чатое дело, выполнить задание, требующее дол­гих умственных усилий, их движения могут ка­заться хаотичными, они не могут подолгу ждать. Если вы заподозрили у ребёнка синдром гиперак­тивности — стоит проконсультироваться у узкого специалиста.

Можно выделить целый ряд факторов, действу­ющих на проявление гиперактивности ребёнка, И часто родителям приходится трудиться не только над его поведением, но и над собственным, имеющим на малыша огромное влияние.

                                                                                                                                                                     

Что важно учитывать

Родителям гиперактивного ребёнка необходи­мо обратить внимание на следующие важные мо­менты.

Стиль жизни семьи.

Там, где растёт гиперактив­ный ребёнок, целесообразно ввести правила, торые будут соблюдать все члены семьи. Например, определить время завтрака, обеда и ужина, отхода ко сну. Чётко распределить между детьми посильные обязанности. Ряд исследований показывает, что гиперак­тивным детям (в особенности с нарушением внимания) требуется несколько больше обычного времени, чтобы справиться со своими ежедневными обязанностями.

Согласованность родителей в принципах воспи­тания. Всем членам семьи нужно придерживаться одних и тех же критериев разрешений и запретов.

Особенности общения родителей с детьми. Про­чтите специальную литературу о воспитании, которой сейчас много на полках книжных магазинов, а также обратитесь за консультацией к психологу. Это помо­жет вам правильно общаться со своим ребёнком.

Сотрудничество родителей со школой. В ситу­ации, когда в школе обвиняют семью, а дома — школу, трудно оказать необходимую поддержку гиперактивному ребёнку. Важна согласованность между родителями и учреждением образования.

Умение родителей справляться с собственными эмоциями и чувствами. Часто взрослым кажется, что ребёнок всеми силами старается разозлить, вывести их из равновесия. Однако воспитывать гиперактивно­го ребёнка намного успешнее получается у тех роди­телей, кто умеет владеть своими эмоциями и сохра­няет спокойствие. Это помогает взрослым принимать верные решения в той или иной ситуации воспитания. Помните: ребёнок не хочет никого разозлить или оби­деть. Просто такова его природа, он такой, какой есть: иногда неусидчивый, порой непослушный.

Будьте внимательны к ребёнку

Нередко родители испытывают чувство вины за то, что не могут справиться с ребёнком. Это часто приводит к тому, что они начинают оправдывать “несносное” поведение сына или дочери и во всём обви­няют школу.

Некоторые родители, не понимая и не принимая особенностей ребёнка, склонны к бесконечным претензиям в его адрес, кри­кам, наказаниям.

“Ни одна таблетка не может научить че­ловека, как надо себя вести”, — утвержда­ет профессор Ю. С. Шевченко. Воспитание гиперактивного ребёнка требует терпения, внимания и понимания со стороны взрос­лых. Но родителям важно заботиться и о себе, о собственном равновесии и психо­логическом здоровье. Например, нужно обязательно выделять время на любимые занятия, которые помогают переключить внимание на что-то приятное. Встречи с друзьями, занятия спортом, посещение театров и ки­нотеатров — это хорошие способы поддержания себя в форме.

У гиперактивного ребёнка, как и у любого другого, может быть большой интеллектуальный потенциал. На консультацию к психологу иногда приходят роди­тели, которые за диагнозом “гиперактивный” не могут увидеть положительные качества своих детей. А между тем гиперактивные дети часто обладают не­заурядными способностями. Например, одна очень требовательная мама, считающая своего ребёнка недостаточно успешным, с удивлени­ем обнаружила, что её сын имеет способнос­ти к запоминанию и лёгкому усвоению знаний по географии, истории и техническим наукам. Другая мама, обеспокоенная постоянным бес­порядком в комнате ребёнка, его импульсив­ностью и недовольством учительницы, узнала, что её сын — добрый и отзывчивый мальчики в группе сверстников проявляет себя как твор­ческая личность, способен выдвигать новые идеи и брать на себя инициативу.

Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей: Томаса Эдисона, Саль­вадора Дали, Пабло Пикассо, Уолта Диснея, Альбер­та Эйнштейна, Исаака Ньютона, Жюля Верна, Курта Кобейна.

Хочется порекомендовать родителям быть очень внимательными, чтобы не пропустить момента, когда по-настоящему проявятся способности ребёнка. Помните, что гиперактивные дети могут быть более та­лантливыми, чем это кажется на первый взгляд.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.