Гиперактивный ребёнок
Первое, что приходит на ум, когда мы слышим определение “гиперактивный”, кто-то очень активный, подвижный, способный сделать много различных дел за короткий срок”. Родители часто говорят о своих детях: “Гиперактивный он у нас! Сил просто никаких нет!”', “Доктор, мой ребёнок гиперактивный! Пока в очереди в магазине стоим, он сто вопросов задаст, да в разные стороны крутится — голова кружится”.
Давайте-ка разберёмся. Приходит мама на консультацию к психологу с четырёхлетним малышом: “Он, кажется, гиперактивный. Я пока дома все дела переделаю, он всё ходит и ходит за мной: то поиграть с ним просит, то с вопросами пристаёт, то мультик ему включи, а то в своей комнате баловаться и прыгать начинает”. А малыш в это время сидит на ковре и уже минут 30 увлечённо собирает дом из конструктора А в другой раз приходит мама с ребёнком, который за 10 минут обежит весь кабинет, заглянет во все шкафы, достанет все игры и ни в одну не доиграет. Ещё немного — и его следы будут на потолке.
Помните о природе детей: исследовательский интёрес, потребность в общении, увлечённость, подвижность. Иногда такое поведение создаёт неудобства для родителей. Но стоит хорошо подумать, прежде чем вешать на ребёнка ярлык “гиперактивный”.
Определите особенности ребёнка
Необходимо некоторое время понаблюдать за ребёнком, чтобы определить его особенности. Вот что рассказала мама одного гиперактивного ребёнка: “Сыну сказала, чтобы после школы он никуда не ходил, а ждал меня дома, поскольку ключей от квартиры у меня не было. Как бы не так! После школы, не заходя домой, он отправился гулять с мальчишками, а когда по телефону я ему велела идти домой, он пришёл, но, увидев, что на улице мальчишки играют в футбол, унёсся снова. Когда я приехала с работы, его дома не было, хотя он знал, что я без ключей. Опять полвечера слёзы, сопли, “прости, я больше не буду”. Из рассказа мамы понятно, что ребёнок поддался импульсу и побежал на улицу поиграть с друзьями, хотя и знал, что мама без него не сможет попасть домой. И такие ситуации повторялись регулярно.
Гиперактивные дети активны постоянно. Им трудно долго удерживать внимание, закончить начатое дело, выполнить задание, требующее долгих умственных усилий, их движения могут казаться хаотичными, они не могут подолгу ждать. Если вы заподозрили у ребёнка синдром гиперактивности — стоит проконсультироваться у узкого специалиста.
Можно выделить целый ряд факторов, действующих на проявление гиперактивности ребёнка, И часто родителям приходится трудиться не только над его поведением, но и над собственным, имеющим на малыша огромное влияние.
Что важно учитывать
Родителям гиперактивного ребёнка необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Стиль жизни семьи.
Там, где растёт гиперактивный ребёнок, целесообразно ввести правила, торые будут соблюдать все члены семьи. Например, определить время завтрака, обеда и ужина, отхода ко сну. Чётко распределить между детьми посильные обязанности. Ряд исследований показывает, что гиперактивным детям (в особенности с нарушением внимания) требуется несколько больше обычного времени, чтобы справиться со своими ежедневными обязанностями.
Согласованность родителей в принципах воспитания. Всем членам семьи нужно придерживаться одних и тех же критериев разрешений и запретов.
Особенности общения родителей с детьми. Прочтите специальную литературу о воспитании, которой сейчас много на полках книжных магазинов, а также обратитесь за консультацией к психологу. Это поможет вам правильно общаться со своим ребёнком.
Сотрудничество родителей со школой. В ситуации, когда в школе обвиняют семью, а дома — школу, трудно оказать необходимую поддержку гиперактивному ребёнку. Важна согласованность между родителями и учреждением образования.
Умение родителей справляться с собственными эмоциями и чувствами. Часто взрослым кажется, что ребёнок всеми силами старается разозлить, вывести их из равновесия. Однако воспитывать гиперактивного ребёнка намного успешнее получается у тех родителей, кто умеет владеть своими эмоциями и сохраняет спокойствие. Это помогает взрослым принимать верные решения в той или иной ситуации воспитания. Помните: ребёнок не хочет никого разозлить или обидеть. Просто такова его природа, он такой, какой есть: иногда неусидчивый, порой непослушный.
Будьте внимательны к ребёнку
Нередко родители испытывают чувство вины за то, что не могут справиться с ребёнком. Это часто приводит к тому, что они начинают оправдывать “несносное” поведение сына или дочери и во всём обвиняют школу.
Некоторые родители, не понимая и не принимая особенностей ребёнка, склонны к бесконечным претензиям в его адрес, крикам, наказаниям.
“Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести”, — утверждает профессор Ю. С. Шевченко. Воспитание гиперактивного ребёнка требует терпения, внимания и понимания со стороны взрослых. Но родителям важно заботиться и о себе, о собственном равновесии и психологическом здоровье. Например, нужно обязательно выделять время на любимые занятия, которые помогают переключить внимание на что-то приятное. Встречи с друзьями, занятия спортом, посещение театров и кинотеатров — это хорошие способы поддержания себя в форме.
У гиперактивного ребёнка, как и у любого другого, может быть большой интеллектуальный потенциал. На консультацию к психологу иногда приходят родители, которые за диагнозом “гиперактивный” не могут увидеть положительные качества своих детей. А между тем гиперактивные дети часто обладают незаурядными способностями. Например, одна очень требовательная мама, считающая своего ребёнка недостаточно успешным, с удивлением обнаружила, что её сын имеет способности к запоминанию и лёгкому усвоению знаний по географии, истории и техническим наукам. Другая мама, обеспокоенная постоянным беспорядком в комнате ребёнка, его импульсивностью и недовольством учительницы, узнала, что её сын — добрый и отзывчивый мальчики в группе сверстников проявляет себя как творческая личность, способен выдвигать новые идеи и брать на себя инициативу.
Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей: Томаса Эдисона, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Уолта Диснея, Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Жюля Верна, Курта Кобейна.
Хочется порекомендовать родителям быть очень внимательными, чтобы не пропустить момента, когда по-настоящему проявятся способности ребёнка. Помните, что гиперактивные дети могут быть более талантливыми, чем это кажется на первый взгляд.