Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психолог - родителям: Искусство взаимоотношений с подростком

Дата: 7 января 2016 в 21:40
Автор: Ярош А. В.

Материалы Детского правового сайта www.mir.pravo.by

Искусство взаимоотношений с подростком

Во все времена подростковый возраст считался самым сложным периодом в жизни человека. С одной стороны, сложно самому подростку, а с другой стороны, сложно и тем, кто с ним рядом: родителям и учителям. И вот о том, какие именно возникают сложности и как их можно преодолеть, мы и поговорим в этом буклете.

В подростковом возрасте происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Развитие в этот период идет быстро, для подростка характерна личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Глубокие психологические проблемы, возникающие у подростков в процессе созревания, нередко переступают критическую черту, за которой кризис взросления может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, превратиться в экстремальную ситуацию.


Что такое подростковый кризис, что происходит в этот период с ребенком, почему он такой?

В психологии развития, как известно, выделяют несколько кризисов развития, каждый из которых имеет свои задачи, цели и пути решения. Но что является основным критерием кризиса, или что такое происходит с ребенком в тот или иной период, что его возраст начинают считать кризисным?

С одной стороны, жизнь подрастающего ребенка остается такой же, как и была, он продолжает жить в той же семье, в таких же условиях, возможно даже спит на той же кровати и выгуливает одну и ту же собаку, но что-то вдруг кардинально меняется в жизни, и эти изменения происходят внутри.

Все дело во внутренней трансформации переживаний. Расширяется сознание и самосознание - и мир внутри ребенка вдруг становится другим, и он уже никогда не будет таким, как прежде. Телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли, поведение – вся психическая сфера перестраивается, и человек ищет новую точку опоры.


Подростковый кризис сочетает в себе сразу несколько кризисов, то есть внутренняя перестройка и трансформация происходит сразу в нескольких областях.

Трансформация тела

Подросток чувствует, как изменяется его тело, и пересматривает представления о нем. Пристально наблюдая за ним и сравнивая себя с другими, он очень болезненно реагирует на то, что ему в себе не нравится, что часто приводит к общему недовольству собой. Порой переживания трансформации своего тела могу доходить до нарушения оценки своего физического облика, что требует вмешательства специалиста.

Трансформация личности

С одной стороны, подросток теряет статус ребенка, а с другой – еще не чувствует себя взрослым, поэтому ощущает смутное противоречие между несоответствием биологических возможностей и социальных.  В поиске себя подросток часто задается вопросами: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают другие?». С одной стороны, отвечая на эти вопросы, он не может не ориентироваться на других – на близких, друзей, а с другой стороны, именно в этом возрасте все мнения автоматически подвергаются критике.

Подросток отказывается принимать чужой опыт и мнения, он больше ничего не принимает на веру, он анализирует не слова, а действия и поступки. С одной стороны это дает ему возможность получить свой уникальный опыт, осознать свои ошибки и быть более критичным к себе, но с другой стороны, порой рост критичности доходит до полного негативизма. Противостояние бывшим авторитетам, существующим порядкам, социальным нормам отражаются в протестных реакциях подростка, которые при наличии сильного давления извне могут принимать формы серьезных нарушений.

В этот период подросток сильно сосредоточен на собственной личности. Порой переоценка своих способностей и возможностей достигает степени гротеска, и подросток характеризуется излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих, равнодушием к близким и др. Для самооценки таких подростков свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности.

Неуверенность и страхи в период кризиса могут достигать такой степени, что возникает боязнь утратить телесное и душевное единство.

В этом возрасте подросток переживает такие необычные для своей психики явления, которые сопровождаются изменением  восприятия самого себя, других людей или окружающей обстановки, и которые субъективно выглядят как трансформация действительности, или как утрата реальности. Переживания такого рода протекают приступообразно.

Такая внутренняя трансформация влечет за собой изменение интересов, а соответственно, и мотивов поведения. Учеба отходит на второй план, а на первый план выходит межличностное общение в кругу сверстников.


Для подростка важно:

- почувствовать свое «Я» отдельным от других, от «чужих», в первую очередь, от опекающих его взрослых, поэтому подросток ведет себя так,  чтобы все заметили, что он уже взрослый, он хочет принимать решения сам и контролировать свою жизнь и интересы самостоятельно. Такая реакция называется  в психологии – реакция эмансипации. Если родители сильно сопротивляются этой естественной для подростка реакции, то они могут столкнуться с такими крайними формами проявления данной реакции, как побеги, уход из дома, попытки бросить учебу;

- почувствовать общность своего «Я» с другими, со «своими», такими, как он, поэтому подросток стремится достичь желаемого статуса в подростковой среде, свободно чувствовать себя в ней -
реакция группирования. Ему важно соотнести наиболее ценимые сверстниками качества и черты характера с собственными, как бы «примерить их на себя». Причём, сравнение должно быть в его пользу; желание быть лучшим среди своих - неотъемлемое свойство подросткового возраста;

- простроить свой дальнейший путь, распланировав обучение и карьеру (причём, работа должна быть непременно престижной и высокооплачиваемой) –
реакция идентификации.

- расширить границы собственного сознания, пережить новые неожиданные и непривычные ощущения, испытать то, «что немногим доступно», чем-то увлекаться – реакции увлечения.

Подростковый возраст немыслим без увлечений, как детство без игры.

На сегодняшний день многие взрослые утверждают, что мол, современные подростки ничем не увлекаются. Но это не так: скорее всего, речь идет о том, что то, чем увлекаются современные подростки, не нравится взрослым.


Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие; или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений.

Распространенным тому примером на сегодняшний день является компьютерная зависимость. Когда радость от пребывания за компьютером становится навязчивым влечением и больше ничто не приносит подростку такой радости: к нему он постоянно стремится, живя виртуальным миром, и если, по какой-то причине, не удается удовлетворить это желание – начинается настоящая «ломка» - болезненное психическое и физическое переживание, облегчить которое может только объект зависимости – компьютер.

С другой стороны, именно подростковые увлечения могут служить ключом для установления и поддержания хорошего эмоционального контакта, а также могут быть хорошим профилактическим и терапевтическим методом, существует даже такой самостоятельный психотерапевтический метод— хобби-терапия.

В связи со всем вышеперечисленным, именно в этом возрасте наиболее часто возникают девиации в поведении, а также существует высокий риск всякого рода психических отклонений.

Если вы хотите помочь себе и растущему рядом с вами человеку – трансформируйтесь вместе с ним, преображайтесь, учитесь гибкости, избавляйтесь от стереотипов и знакомьтесь заново с человеком, который живет и развивается рядом с вами.


Как же построить отношения с подростком?

Относитесь к вашему взаимодействию как к «парному танцу» со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого; то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём, важна не «маска» роли, а реальная готовность адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам и уважение к другой, отдельной личности.

Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это «парный танец» взаимоотношений. Вы задумывали одно, а получилось совсем другое: радуйтесь – вас избавили еще от одного стереотипа.

Подросток  не глина, да и вы не скульптор. Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.

Примите факт того, что вы не являетесь авторитетом и перестаньте командовать и руководить - это абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше анализирует ваши действия, стратегии, статус, а не ваши слова.

Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием самоутвердиться. Если вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и находчивы вы будете в своём желании опробовать новые способы взаимодействия с ребёнком, тем скорее вы начнёте говорить с ним на одном языке.

Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к вам из СМИ и литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций последних лет стали «страшилки», а далеко не каждому ребенку такой «костюмчик» окажется впору.

Сохраняйте чувство юмора. Если вы сами начинаете «застревать» на анализе и разборе подростковых проблем и перспектив их разрешения, то ситуация становится похожей на непрерывное производственное совещание.

Помните: нравственные и этические ценности нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и становятся своими или остаются чужими в период всего взросления.

Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест.

Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную - за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях.

Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям - это  очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.

Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному опыту для последующего анализа. Банальное: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», - помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».

Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация даже в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра.

Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.

 

Автор: психолог УЗ «ГКДПД» Симоненко А.В.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.