5-й класс - испытание для ребёнка.
Советы родителям пятиклассников.
Моменты наибольшего волнения для родителей за все те годы, что ребёнок учится в школе, это традиционно его поступление в первый класс, когда все переживают по поводу того, понравится ли ребёнку в школе, уживётся ли он с коллективом, полюбит ли учиться, и выпускной класс, когда нужно позаботиться о хорошем аттестате, о положительной характеристике, и определить свою дорогу в дальнейшей взрослой жизни. А вот на такой период, как переход из младшей школы в среднюю, родители, как правило, внимания совсем не обращают.
За несколько лет учёбы ребёнка в младшей школе, образовательный процесс входит, вроде бы, в некую колею, и можно уже не так напрягаться. Не приходится уже так часто посещать школу, ведь ребёнок ходит туда сам, возвращается тоже самостоятельно, да и большую часть домашнего задания должен делать уже без помощи родителей, а лишь под их контролем. Можно уже не ходить на каждое родительское собрание, не следить за чадом столь пристально. А вот и нет! На самом деле, переход в пятый класс - одна из важнейших вех во всём образовательном процессе.
Именно пятый класс способен превратить вчерашнего отличника в троечника, полностью разубедиться ребёнка в его желании учиться, подкосить его уверенность в себе, собственных способностях, и в целом в значительной степени отвратить его от школы. Родители, как правило, не могут правильно отреагировать на такое изменение, они начинают винить в плохой успеваемости, разумеется, самого ребёнка, предъявлять к нему всё больше требований, что приводит и к испорченным отношениям в семье, и к многим другим конфликтам на почве школьного образования. Для того, чтобы избежать всего этого, нужно понять, почему пятый класс становится таким испытанием для ребёнка.
Слишком много перемен. Дети - природные консерваторы. Они не любят перемены, хотя и любят свежие впечатления. Привычный образ жизни, режим, даже одно и то же расположение мебели в комнате год от года - всё это делает ребёнка более спокойным и уравновешенным. А вот перемены вселяют в юного человека неуверенность. С переходом в среднюю школу перемен на его голову сваливается очень много, и это стресс для ребёнка.
Тем хуже, что к гамме эмоций подмешивается обычно изрядная доля разочарования. Ведь дети-то не могут сами понять, что в новой школе их ждёт новая ответственность, они, как и полагается оптимистам, ожидают только хорошего. Поэтому, когда оказывается, что средняя школа - это вовсе не бочонок с мёдом, то их настигает разочарование. И они тут же абсолютизируют свои негативные эмоции, у них вырабатывается отношение: "5 класс мне совершенно не нравится. Я его ненавижу".
Огромный поток информации. Какое тихое и милое место - начальная школа. Всегда знаешь, чего ожидать завтра, а заботливый учитель вкладывает в тебя небольшую порцию новых знаний каждый день, тщательно следя, чтобы ты хорошо её прожевал и усвоил. Но не в средней школе, где учителей стало сразу 7-9, и у каждого, как на зло, своё имя, да ещё и отчество, так редко с именем совпадающее! Плюс надо запомнить, где у каждого свой кабинет! Для ребёнка это очень большой объём информации, которую нужно усвоить в короткий срок.
Потеря доверительного контакта с учителем. Раньше учитель был один. Он хорошо знал каждого ученика, с каждым был личный контакт. Теперь же учителей множество. К взрослому к себе отношению многие дети оказываются не готовы к пятому классу.
Новая свобода. Помимо немалой информационной нагрузки, о которой уже упоминалось, большое количество предметов рассеивает внимание, и даёт некоторую свободу для жульничества. Дети учатся этому очень быстро, и скоро ваш ребёнок поймёт, как можно использовать к собственной выгоде занятость своих многочисленных учителей. Раньше ведь их учитель мог тут же сообщить маме с папой о каждом их проступке, а теперь он попросту забудет. Так что они начинают шалить, и чем дальше, тем больше.
Непонимание со стороны родителей. Если все эти многочисленные проблемы ребёнку приходится переживать самому, а со стороны родителей он находит только постоянные претензии к понизившейся успеваемости, то очень скоро школа ребёнку просто разонравится и он совершенно не захочет туда ходить. В шестом-седьмом классе родителям снова можно немного расслабиться, так как ребёнок адаптируется к новым условиями и продолжит учёбу самостоятельно. Но пятый класс является стрессовым переходным периодом, требующим понимания и контроля со стороны родителей, так что нельзя пускать всё на самотёк.
Уважаемые родители, будьте чутки к своему ребёнку, интересуйтесь его проблемами каждый день, почаще заходите в школу и на родительские собрания и всячески участвуйте в школьной жизни своего ребёнка, чтобы этот период прошёл для него безболезненно.