Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Возрастные особенности ребёнка пяти лет

Дата: 28 февраля 2018 в 19:03, Обновлено 28 февраля 2018 в 19:03
Автор: Ярош А. В.

О ДЕТЯХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возрастные особенности ребенка пяти лет

Ведущая деятельность - игра. Она моделирует отношения в мире взрослых, что является средством ориентировки в мотивах, задачах и нормах деятельности взрослых людей. Использование предметов-заместителей позволяет выйти за пределы реального предметного окружения и воспроизвести общий смысл в сокращенной форме.

Речевое общение - повышенная чувствительность к языку. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и деятельности. Речь становится контекстной и автономной от наглядной ситуации, ребенок способен контролировать и корректировать собственную речь. Обогащение словаря. Совершенствуется структура предложения. Словотворчество и игры со звуками, экспериментирование со словообразованием.

Социальное развитие - Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому, способность чувствовать его эмоциональное состояние. Новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы. Вопросы как средство поддержания общения, далее как способ получить новую информацию и как пример демонстрации знаний.

Ровесник - участник практической деятельности. К 5 годам ребенок осознает свое положение среди сверстников. Дальнейшее развитие образа Я, завышенная самооценка. Способен оценить последствия своего поступка для другого человека.

Познавательное развитие - Три основных направления: качественно изменяются способы ориентировки в окружающем, возникают новые средства ориентировки и содержательно обогащаются знания о мире. Формируются качественно новые свойства ощущений и восприятия: тонкая дифференцировка цвета, фонематический слух. Восприятие вычленяется из предметного действия в самостоятельный целенаправленный процесс. Ведущим становится не манипуляция с предметами, а зрительное восприятие. Ориентировка в мире и знакомство с новым носит активные формы (нюхает, гнет, царапает). Ведущую роль в восприятии играет речь: называя признаки предметов, т.о. ребенок вычленяет их. Наибольшее развитие получает память (непроизвольная). Начинает использовать символические представления предметов. Символическая функция - качественно новое достижение в познавательном развитии дошкольника (зарождается внутренний план мышления).

Мышление реалистично, реально все, что существует, трудно отделить сновидения от реальности. Анимистические представления - наделение неживых предметов качествами живого. Суждения о целом строятся на основе одного, наиболее яркого признака. Удерживают цель с трудом, легко отвлекаются на второстепенное, т.к. не способны отделить цель от условий, в которых она дана. Прогноз только относительно уже знакомых явлений. Формируются представления о пространстве, числе, времени

Эстетическое развитие - сюда включаются не только предметы, но и люди (внешность, поступки). Эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Восприятие литературного текста представляет собой "содействие": послушать, посмотреть картинки, потрогать руками, проиграть с игрушками, прокричать или декламировать, соотнести с жизнью. Понимание сюжета и смысла отдельных поступков героев. Пересказать пока не могут, но готовы досочинять. Различают литературные жанры, формируется представление о трехкомпонентной структуре повествовательного текста. Цвет используют как средство украшения рисунка (предпочитают яркие), изменяется композиция рисунков от хаотичного расположения штрихов к фризовой композиции (ритмично в ряд, повторяя изображение несколько раз). Пытаются предать движение с помощью линий. Развита координация движений, поэтому появляются изображения предметов, узнаваемые по отдельным признакам. Преднамеренное создание образов, замысел более устойчив. Используют все пространство листа. Могут вырезать из бумаги простейшие фигуры. Для пения наиболее благоприятный период, т.к. навыки формируются очень легко. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет большую радость, способствует общению друг с другом. Музыкальная игра-драматизация - синтетический вид деятельности, переходный от игры к спектаклю.

Физическое развитие - улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется форма грудной клетки, складывается грудной тип дыхания, формируются кости черепа, кистей, своды стоп, изгибы позвоночника. Хорошо владеют навыками ходьбы, но могут отсутствовать непринужденные положения головы и корпуса. Структура бега оформляется к 4 годам, но беговой шаг неравномерный. Различные виды прыжков, длительность которых ограничена слабостью мышц. Метают хорошо, а ловят хуже. Осваивают езду на 3 и 2-хколесных велосипедах, готовы к обучению плаванию.

Общие показатели развития:
    а) способен создать сюжет для игры, реализовать замысел, создавать и подбирать игровую ситуацию.
    б) общается со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, налаживает с помощью речи отношения со сверстником.
    в) знает основные правила поведения в общественных местах, знает привычное положение вещей, спрашивает разрешение пользоваться, соблюдает осторожность, т.к. умеет предвидеть последствия.
    г) активно использует символические средства в различных видах деятельности, моделирует окружающее, появляется замысел, может решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане, начинает фантазировать.
    д) называет любимое литературное произведение, может ответить на ряд вопросов о прочитанном, может разложить картинки в зависимости от сюжета, спонтанно воспроизводит небольшой фрагмент, переносит в игру сюжет прочитанного.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.